--> Студия DV-PRO. Главная страница

Владимир Рыкшин

Эта заметка будет об одном интересном, и даже, можно сказать, уникальном, человеке, которого зовут Владимир Рыкшин. Он наш земляк, провел свою жизнь в Свердловске, который зачем-то переименовали в Екатеринбург, но деятельность его выходила далеко за рамки этого города. Владимир Рыкшин был путешественником - ездил по Уралу, а иногда и в экспедиции за пределами нашего горного края. Также этот человек за свои достижения занесен в Книгу рекордов Гиннесса, причем аж три раза!

Вообще, у меня нет задачи рассказать максимум биографии об этом человеке, и перечислить все его добрые и полезные дела. Если он станет Вам интересен, наверное Вы сможете найти на других сайтах более подробную информацию о нем и обо всех его спортивных достижениях. Я лишь хочу привлечь Ваше внимание к этому человеку, и рассказать, чем именно для меня был интересен Владимир. А еще заставить Вас задуматься, что же такое настоящая любовь к природе, к путешествиям, и в чем разница между "любить природу" и "использовать".

Ну и краткая информация о нашем герое. Владимир родился в Свердловске, в 1959 году. Окончил 8 классов, затем поступил в ПТУ, до армии успел поработать токарем на заводе "УралТрансМаш". После армии поступил в педагогический институт, и с 1985 года работал в школе учителем физкультуры. С 1987 по 1991 был инструктором по физической культуре и спорту на заводе РТИ. В 1988 году получил звание "Мастер спорта СССР" по альпинизму. С 1992 года связал свою деятельность с собаками, стал руководителем экспедиционного объединения "Каюр".

Ну и наконец, в 2000 году, Владимир Рыкшин создает ассоциацию "Экстрим", и становится ее руководителем. Эта организация была родоначальником гонок на внедорожниках. Вот тогда все и началось...

Владимир Рыкшин - трижды пропечатан в Гиннессе
и мои размышления о нем...

Ну так значит, была в те времена ассоциация "Экстрим". Чем она занималась? Если коротко - развлечениями. Для тех, у кого есть лишние деньги. Ну а подробнее - Владимир Рыкшин с коллегами придумывал и разрабатывал маршруты по глухим уголкам Урала, по бездорожью, и старым, практически непроходимым лесовозным дорогам. Так что те, кто хотел проверить на прочность себя и свою машину, и не боялся завязнуть по уши в грязи, получали такую возможность.

Конечно, участники этих соревнований были люди далеко не бедные - мало иметь "Ниву" или "УАЗик", надо еще автомобиль оборудовать разными приспособлениями - увеличение клиренса, лебедка, усиление рамы и корпуса, хитрые выхлопные трубы и т.п. А дело это недешевое. Поэтому, в основном, в соревнованиях участвовали всякие предприниматели, например, братья Макаровы с Таганского ряда, Николай Лантух - владелец "Суперстроя", Ройзман Евгений, тогда еще будущий мэр Екатеринбурга, Андрей Иванов, владелец золотого магазина, ну и другие, менее известные, но не менее богатые личности.

В то время такие соревнования были в диковинку, и завоевали большую популярность не только у участников, но и у зрителей. Хотя настоящих зрителей было немного, мало кто захочет ехать в лес и кормить комаров. В основном, это были телезрители, благодаря съемкам соревнований.

Кстати, в том числе и за счет фильмов о таких соревнованиях, стал известным иннокентий шеремет со своим тау. Те, кто живет в Свердловской области, думаю, знают этого человека. Его, конечно, мало кто уважает (именно поэтому он с маленькой буквы), но у него были достаточно интересные спецпроекты, в том числе и на тему путешествий. В это время, благодаря телевизору, Рыкшин приобрел некоторую популярность. В общем, ассоциация эта просуществовала до 2010 года.

Ах да, я же еще не рассказал, за что он в книгу попал, Гиннесса которая. Первый раз рекорд был в том, что Владимир Рыкшин впервые в истории альпинизма поднялся на Пик Ленина (высота более 7 километров) с собачьей упряжкой, из шести ездовых собак. Это было в августе 1991 года. Второй рекорд - в 1993 году он вместе с Павлом Смолиным забрался уже на Пик Коммунизма, высота 7.495 метров, тоже, кстати, с собаками. В то время Павел Смолин держал ездовых собак на Амундсена, около института геофизики, и они с Рыкшиным много проектов собачьих осуществляли.

Ну а третий рекорд - это то, что Владимир с командой проплыл на двух резиновых лодках от границы Монголии до Карского моря по реке Селенге через Байкал, по рекам Ангаре и Енисею до Диксона. Всего получилось 15 тысяч километров. Ну, и еще много где побывал, и в Казахстане по реке сплавлялся, и на Аляске на собаках ездил, и на вулканы Курильские поднимался, и в глубины морские опускался, и на Северном Урале бывал неоднократно.

В последнее время своей жизни Владимир работал в Русском географическом обществе. Там уже не было всяких покатушек, а больше было работы, научной и исторической. Например, поиски самолетов, которые разбивались на северах в советское время, очистка от мусора природных достопримечательностей, изучение труднодоступных территорий на Приполярном Урале, в районе Народо-Итьинского кряжа. Из всех друзей, которые были у Владимира, только один человек постоянно поддерживал с ним отношения, и мог действительно называться другом - это Леонид Плотников.

Сын его, Александр, тоже не равнодушен к туризму, но и у него уже давно своя жизнь. Когда я попытался узнать у него об отце, он не очень многое смог рассказать, пообещал со мной связаться, фотографии прислать, но так и не выполнил свое обещание. Очень жаль, но в 2020 году Рыкшина не стало. От болезни, рак. Ему было 63. Как сказали его родные - он отправился в очередное путешествие, теперь уже бесконечное...

Владимир Рыкшин - трижды пропечатан в Гиннессе

А теперь расскажу, откуда я его узнал, и как мы познакомились. Сразу оговорюсь, мы не были друзьями, и даже товарищем я бы Владимира не назвал, мы были просто знакомые, дальние, и старые, ну то есть общались давно, еще когда экстрим был. Кстати, на своей страничке в одной социальной сети, у Владимира было отмечено, что у него якобы около четырехсот друзей. Но практически все эти люди его в глаза никогда не видели, и ни разу с ним не общались, так, только лайки ставили.

Даже известные балаболы из тау, которые громче всех кричали с экранов о своей дружбе с Владимиром Рыкшиным, в последний путь его проводить не пришли. Но, думаю, это и хорошо, за такие мерзкие дела, этого "шмерета со товарищами" метлой гнать надо, подальше от людей честных и порядочных. Ну да ладно, не буду грязью свой сайт марать.

Написать о Рыкшине я решил потому, что человек это неординарный, и знакомство с ним в какой-то степени подтолкнуло меня к определенным размышлениям. К сожалению, Владимир не догадался сделать себе сайт о своих путешествиях и приключениях, а это было бы интересно многим людям. А сын его вряд ли этим будет заниматься. Ну и еще хотелось бы донести мысль о том, что же такое настоящая любовь к природе и к путешествиям. Все, что расскажу дальше - это уже мои личные впечатления о Владимире Рыкшине. То, что я на самом деле о нем думаю.

Впервые я услышал о нем в 2002 году, увидел по телевидению передачу о его путешествиях. В то время у меня только начинался интерес к природе и туризму, и любая информация о людях, которые бывали в лесу по несколько дней, была для меня полезна. Мне понравилось, что путешествует он по всяким глухим местам, так как тогда мне это было интересно, к тому же снимает свои приключения на видеокамеру, и у меня тоже была видеокамера.

Особенно удивило то, что он не тратит деньги на поездки, а наоборот, на них зарабатывает. Для меня это было актуально - покупка самого обычного туристического снаряжения - палатка, спальник, рюкзак, стоит довольно больших средств. А если это качественные и удобные вещи, то стоит это еще больше. А качество и надежность - обязательные условия, от этого зависит не только комфорт, но иногда и здоровье, а то и жизнь путешественника.

Это сейчас я уже приобрел большой опыт, научился разбираться в снаряжении, знаю, каким оно должно быть, и даже стал писать статьи о том, как его лучше выбрать, чтобы начинающим туристам было легче определиться и они не тратили деньги на всякую ерунду. Если для Вас этот вопрос актуален, заходите на страничку «Полезные советы начинающим туристам». А тогда я еще ничего не знал ни о рюкзаках, ни о палатках, ни о спальниках. Да и палатку-то видел только брезентовую, "домиком"...

Ну так вот, раздобыл я информацию об ассоциации "Экстрим", находилась она тогда на улице Амундсена, и решил поехать, познакомиться с ее руководителем. Знакомство состоялось. Для меня наше знакомство было довольно интересным. Рассказы Владимира об опыте путешествий были очень увлекательны. Рыкшин рассказывал много любопытного, но один из фактов, что я запомнил, носил весьма забавный характер: у него была видеокамера формата "mini DV", и кассеты к ней он в походе упаковывал... в презервативы. Вот такое нетрадиционное использование резиновых изделий. Не зря, видимо, на РТИ работал.

Узнав, что у меня тоже есть видеокамера, Владимир как бы невзначай посетовал, что ему не хватает видеооператоров для съемки его соревнований. Ну, я и предложил свою помощь в этом деле. Поначалу об оплате речи не шло, Владимир сказал, что с финансами пока туго, но вот потом будет большой призовой фонд, и оплата будет с лихвой. Но я и не настаивал, для меня это была наработка опыта, так что согласился снимать пока бесплатно. И стал периодически ездить на всякие "Урал-Трофи"...

Первое время мне было очень интересно, я же никогда не видел подобных зрелищ. Там я нарабатывал мастерство оператора, общался с разными людьми, а в свободные от съемок часы была возможность побродить по лесу, послушать пение птиц, посмотреть не лесные ручьи, ну и конечно, сделать для себя красивые кадры.

Но потом я начал понимать, что со мной поступают не слишком честно - на этих соревнованиях организаторы зарабатывали большие деньги, в том числе и благодаря съемкам, а мне, как оператору, даже символически ничего не платили. Поэтому мой энтузиазм работать бесплатно потихоньку стал угасать. Не люблю я людей, которые на халяву хотят. Одно дело, когда человек не может оплачивать твои услуги, а другое - когда он прекрасно на твоей съемке зарабатывает, но делиться не спешит.

К тому же, поскольку я был участником этих соревнований, а не зрителем перед телевизором, я видел, что остается от природы после этих покатушек. И без того не самые ровные лесные дороги разбивались, и превращались в колдобистую непролазную грязь, и местные жители, кому надо проехать по делам, да и тот же лесник, например, уже проехать не смогут. Чистые ручьи и речки мутнели от грязи и покрывались радужными пятнами от машинного масла и горючего, ведь там о водоохранной зоне никто не думал.

На многих трудных участках машины ехали в объезд по лесу, ломая все на своем пути, давя норы и гнезда лесных жителей, а если дерево покрепче, то в ход шла бензопила. В итоге появлялась новая просека, как будто танк проехал. Да и рев моторов в лесной глуши пугал обитателей. Даже в фильме, который на этой страничке, после того как его "причесали" на монтаже, все равно осталось множество фактов, ясно говорящих об отношении к природе, а что за кадром, так это вообще порча леса откровенная.

Сейчас могу сказать совершенно точно - несмотря на то, что я сам участвовал в этих мероприятиях, таких "соревнований" допускать нельзя. Экологии и природе наносится огромный вред, спорта в таких соревнованиях тоже нет, просто развлечение для богатеньких владельцев внедорожников. Которые, кстати, никак не компенсируют нанесенные диким местам убытки. Те взносы, которые оплачивали участники, шли уж никак не на восстановление погубленной природы.

В принципе тоже самое касается и всяких джип-туров, которые сейчас устраивают типа турфирмы. Для них главное заработать деньги, и если нельзя, но клиент готов заплатить, то они сделают. А всякие ограничения, типа "у нас вся пойманная рыба выпускается обратно" - это только на бумаге. Да и если выпускается, то как минимум с разорванной пастью, а как она потом питаться будет, люди этим не озадачиваются.

Есть еще одна мысль, которую я хотел бы осветить. В моем понимании настоящий турист это тот, кто идет пешком и несет на себе рюкзак, он не рубит живые деревья, сам готовит себе пищу, и не оставляет мусор в лесу, ну в общем Вы поняли. А глядя на путешествия некоторых людей, я понимаю, что на тот же Пик Коммунизма рюкзак тащили собачки, кстати несколько собак не выдержали это восхождение и погибли, несмотря на всю "любовь" к собакам их хозяев. Владимир потом пожалел об этом, но тогда им двигало, как он выразился "больное самолюбие".

Когда устанавливался рекорд за преодоление 15 тысяч километров по рекам, Вы думаете кто-то там веслами махал 15 тысяч? Нет. Все ехали на моторе, который вместе с лодкой подарили спонсоры. Даже когда я Владимира на вокзале встретил, там его баулы грузчики в поезд грузили. И честно говоря, я уверен - любой человек при желании может просто сидеть в лодке, кушать тушенку и спонсорскую сырокопченую колбасу, пока кто-то тебя везет, в данном случае мотор.

Всем известна гора Болванов и перевал Дятлова, многие туда ходят на своих двоих, но еще больше - на четырех, колесах, при чем эти люди не инвалиды - здоровые, упитанные. Как выразился Владимир, сейчас там чуть ли не асфальт накатали, банки из под пива кругом, а ведь если разобраться, он тоже в этом виноват, он сам об этом говорил. Вообще, с годами Владимир Рыкшин многие свои проекты по-другому воспринимать стал, и о многих поступках, совершенных в молодости, пожалел. Ну, так наверное у каждого...

Мне знакомы люди, которые прошли всего тысячу километров, по нашим Уральским рекам, но они прошли их на собственной силе, веслами, и вверх по ручьям пробирались, и огромные рюкзаки на себе тащили, и думаю, при этом еще и удовольствие получали. И как по мне, то уважать их нужно гораздо больше. И я могу сказать - вот это настоящий путешественник! Но такие люди не известны широкому кругу, они это делают не для публики, Вы вот много таких путешественников знаете? Также с десяток человек найдется, которые на велосипеде путешествуют, и по Уралу, и по другим странам, вот их я уважаю, а не тех, кто на автомобиле педальку жмет.

Нет, я не утверждаю, что вот это хорошо, а вот это плохо. На моторе тоже можно плавать, и на машине ездить, и на мотоцикле. Но этим гордиться, по-моему, глупо. Как один мой знакомый сказал, "я построил себе дом", а по факту он ни одного кирпича не положил, все рабочие сделали, он только оплатил эту работу. А сейчас в интернете развелось таких путешественников куча. Сотку человек пешком протопал и все, уже герой. И уж совсем неприятно, когда эти люди отовсюду денег просят, типа, на новые путешествия. Ну, да ладно, что-то я отвлекся...

В общем, несмотря на то, что я не восхвалял бездумно этого человека, а скорее с моей стороны было много критики, еще раз подчеркну, Владимир Рыкшин безусловно интересный человек именно как путешественник.

Ну и в заключение добавлю, что с тех пор у меня осталось несколько материалов, снятых на тех соревнованиях. К сожалению, часть кассет была утеряна каким-то олухом из команды шеремета, но, если Вам интересно, можете посмотреть один из фильмов, который вышел, в том числе и из моих съемок. В этом фильме можно увидеть некоторых известных людей Екатеринбурга, еще молодых.

Фильм о гонках по бездорожью "Рык Шин"

А так же молодые Ройзман, Лантух, и другие известные и не очень...



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества